МБОУ СОШ №19
Алтайский край город Яровое 
  • Музейная лаборатория "Советские открытки как отражение истории страны"

    Сегодня состоялась вторая наша музейная лаборатория в рамках семинара «Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС», проводимого на базе школы 19 города Яровое. На этот раз музейная лаборатория была посвящена советским открыткам.
    Музейная лаборатория "Советские открытки как отражение истории страны".

    Директора школ, методисты детских садов, педагоги Центра научно-технического творчества нашего города под чутким руководством Ильи Крапивко, нашего бессменного и бесценного руководителя музейного актива, готовили почтовые карточки к отправке: наклеивали марки, писали поздравления с наступающим Новым годом своим близким.

    Почему Новый год? Потому что открытки были с иллюстрациями Зарубина, Адрианова, Четверикова. Тех самых художников, которые подарили советским людям добрые и ласковые улыбки ёжиков, зайчиков, белочек. Да-да, тех самых. Мы погружались в атмосферу добра, семейных тёплых воспоминаний о прошлом, о детстве наших гостей. Потому что он скоро, самый долгожданный семейный праздник!

    Карточки гости оставили себе: они, конечно же, совсем не пригодны для почтовых отправлений. В нашей лаборатории занимались исключительно стилизацией с целью не только вспомнить неповторимую традицию рукописных поздравлений, но и проникнуть глубже в мир художников, создававших невероятные иллюстрации. Всеми любимые, узнаваемые и до боли знакомые, потому что родом из детства...

    А знаете ли вы, почему открытки называются именно открытками? Они назывались так потому, что текст на них писался в открытую. Но официальное название сейчас – почтовые карточки.

    Сегодня мало кто пользуется ими: их заменили мессенджеры, электронная почта и соцсети. В советское время всего этого, конечно, не было, поэтому люди пользовались письмами, карточками, телеграммами.

    Первые почтовые открытки появились во второй половине XIX века в Австрии. Немного позже, в 1872 году, их стали выпускать и в России, а назывались они открытыми письмами (отсюда появилось и второе название почтовых карточек – открытки).

    В Советском Союзе их использовали различные государственные структуры, средства массовой информации, а сами люди посылали с ними поздравления, приглашения, приветствия из разных городов.

    На лицевой стороне в первые годы советской власти печатали фотографии. Сначала изображали на них Ленина и почётных членов партии, пейзажи Москвы и Петрограда. После смерти Владимира Ильича – траурные наборы. Во второй половине 1920-х годов множество музеев и галерей начинают издавать репродукции своих картин, изображения ценных экспонатов. Тогда же и появляется весомое разнообразие сюжетов: печатаются виды городов, плакаты, стройки, портреты деятелей искусств, открытки для детей, Красной армии и Флота.

    В годы Великой Отечественной войны, само собой, преобладающими для выпуска почтовых карточек были темы борьбы с ненавистным врагом, помощи фронту, приближения Победы. После войны на первый план вышли достижения СССР в науке, технике, сельском хозяйстве и социалистическом строительстве.

    В 1960-1970 гг. на карточках появляются картины лучших отечественных и зарубежных художников. С началом освоения космоса вошла в моду серия «Космические фантазии», а также обязательные фотопортреты Юрия Алексеевича Гагарина. Затрагивалась также тема декоративно-прикладного искусства с массовым выпуском, посвящённым гжели, хохломе, изделиям Палеха, вышивкам, дымковским игрушкам, а юбилейные наборы стали неотъемлемой частью ассортимента.

    В это же время появляются поздравительные открытки знаменитых советских художников Зарубина, Адрианова и Четверикова.

    Владимир Зарубин считается одним из лучших художников-мультипликаторов своего времени. Можно ли подумать, что человек, который изображал таких милых и добрых животных, в шестнадцатилетнем возрасте познал, что такое фашистский концлагерь?..

    О жизни Константина Адрианова, к сожалению, мало что известно. Но он оставил после себя большое наследие, будучи продолжателем традиций Палеха. В каждом его произведении столько мелких деталей, завитков, линий, что их можно рассматривать часами!

    Владимиру Четверикову досталась очень тяжёлая доля: он был дальтоником, т.е. не различал цветов. Именно поэтому не сбылась его мечта служить во флоте. А рисовал он, расставляя баночки с красками в специальном порядке, чтобы не перепутать цвета.

    Каждая карточка, каждая открытка, каждый оригинальный календарик советской эпохи хранит в себе невероятную глубину: для чего создавались, кем, в каких условиях, что изображено и почему. За каждой карточкой — страница истории.

    Хватит ли жизни, чтобы разгадать все их тайны?

    https://youtu.be/ELGoAJqr9Xo

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie